«Может, у них там, в Лондоне, и собака — друг человека, а у нас управдом — друг человека» — образ, созданный в «Бриллиантовой руке» несравненной Нонной Мордюковой, получился ярким из-за своей гротескности. Но это кино. В жизни же управдомы, тем более современные, не распространяют по жильцам лотерейные билеты и не пекутся об «облико морале» соседей. У них совершенно иные задачи.
Олег Куликов на этой беспокойной общественной должности с января 2012-го, практически с момента официального возрождения института управдомов. Правда, сейчас они называются иначе — председатели Советов многоквартирных домов. «Вотчина» у Олега Владимировича и двух его помощников — пятиэтажная «панелька» на улице Дьяконова. Дом далеко не новый, хозяйствования требует разумного. И вот здесь жителям, можно сказать, с председателем повезло: Куликов сам работает в домоуправляющей компании Автозаводского района. Нет, служебным положением не пользуется, но зато на многие вопросы может посмотреть с профессиональной точки зрения. Согласитесь, немаловажно, когда в процессе обследования дома принимает участие свой специалист. А вот для того, чтобы убедить жителей принять то или иное решение, нужно порой и психологом быть, и уважением пользоваться. В последнем Куликову помогает то, что в своем доме он живет практически с момента его заселения, почти сорок лет. Когда-то здесь сначала старшим по подъезду, а потом и по дому был его отец.
Оглядываясь назад, на эти два неполных года, председатель считает, что сделано с участием Совета немало.
— Конечно, в основном жителей дома беспокоят так называемые декоративные вопросы, — говорит он. — Первое, на чем настаивали люди, — ремонт подъездов. Я же рекомендовал сначала привести в порядок общедомовое инженерное оборудование. Понятно, что хочется красоты. Но если холодно в квартирах, проблемы с водой, то отремонтированный подъезд настроения не улучшит. К счастью, соседи со мной согласились. Поэтому первое, на что мы решили потратить средства, — это замена систем отопления и горячего водоснабжения. Подъезды тоже отремонтировали, но позже. А на следующий год запланировали замену сетей канализации и холодного водоснабжения.
Кстати, по словам Олега Владимировича, работники домоуправляющей компании постепенно научились воспринимать председателей Советов не как людей, доставляющих им дополнительные хлопоты, а как помощников. Понятно же, что на местах виднее, на что нужно в первую очередь направить усилия и средства. А вот убедить людей в целесообразности того или иного решения в интересах всего дома бывает труднее: приоритеты у каждого свои.
Среди других сложностей Куликов называет отношения с подрядчиками.
— Здесь мы уже работаем с ДУКом и своим жилсервисом вместе в плане контроля, чтобы наши деньги не были выброшены на ветер, — говорит он. — Без нашего согласия не подписывается ни один акт.
Такая практика заведена не так давно. Но в принципе, утверждает Олег Владимирович, по крайней мере, в Автозаводском районе, во многих из тех домов, где люди живут десятилетиями, институт управдомов так или иначе сохранился еще с советских времен. Сам Куликов с детства помнит, как соседи, и он в том числе, принимали участие и в благоустройстве. Сейчас просто все возвращается на круги своя.
То, что к своему дому нужно относиться по-хозяйски, прозвучало и на встрече главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова с самыми активными председателями многоквартирных домов во время октябрьской презентации программы «Управдом — надежный дом». Олег Куликов был в числе приглашенных.
— Было бы неплохо собираться вместе хотя бы раз в месяц, — считает он. — Хотя бы на районном уровне. Ладно я по долгу службы и в силу своей профессии знаю многие нормативные вещи. Но ведь большинство председателей не специалисты в сфере ЖКХ. Поэтому такие регулярные семинары с участием администрации, домоуправляющих компаний, наверное, смогли бы сделать нашу работу более эффективной. Это была бы площадка для обмена информацией, опытом. Наконец, ошибками. Чтобы другие их по возможности не повторяли.